Как Родину любить
Вот я наткнулся на постинг, в котором сочувственно относятся к словам героя Леонида Куравлёва «Мы, нижеподписавшиеся».
«Любить Родину — это не берёзки целовать. А помогать, поддерживать самых честных, самых преданных людей, когда им бывает трудно. Они — Родина!»
Я не то, чтобы полностью поспорил, но расставил бы акценты так.
Не только берёзки любить.
А что такое берёзки любить – это что любить само дерево – как дерево?
Ну, понятно, что нет, иначе это было бы уже абсурдно.
Нет. «Берёзка» – это архетипическое древо славенороссов. Ну, тут можно до бесконечности приводить разные факты. Ну, вот взять хотя бы бересту, на которой печатались древние грамоты. Или само представление о берёзе как о Троицком дереве – обычай украшать берёзой на Троицын день.
Древо – вообще, символ Мирового Древа, Нетварной Оси, пронизывающей миры – от Неба до Подземелья. Часто и Крест Христов сравнивали с Древом. И так далее, и тому подобное. Наши предки связывали с этим Деревом именно Берёзу.
Поэтому, «целовать берёзку», это не предаваться некоей умилительной романтике сельской жизни. Это – обращаться к древнейшим архетипам.
Хотя, конечно, тут есть и опасность. Всё двойственно в расколотом мире. Двойственна и Берёза. Её представляли и «ведьминым деревом». Берёза не часто растёт на участке дома. Там другие – деревья, в основном, фруктовые – «яблони и груши».
А всё связано с тем, что эти плоды – символ Золотого Века, когда всего было в изобилии – и без пожирания мяса, без убийства. Ибо убийство плодов дерева убийством считаться не может.
А вот Берёзка – она там, за границей твоего мира-участка. Яблоня – это «малые мистерии», которые восстанавливают уровень Человека. Берёза – это «великие мистерии», когда Человек, опираясь на восстановленную полноту Человеческого – соединятся с Божественным, без растворения.
Отсюда и риски высшей Инициации. Сделать неправильным - самое правильное.
Вспомним совсем уж известную песню – «Во поле берёза стояла»:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.
Я ж пойду - погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли-люли, играти.
Люли-люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися!
Люли-люли, проснися!
Люли-люли, проснися!
Борода седая пробудися!
Вот тебе водица, умойся!
Люли-люли, умойся!
Люли-люли, умойся!
Вот тебе рогожа утрися!
Вот тебе лопата помолися!
Люли-люли, помолися!
Люли-люли, помолися! (https://www.chitalnya.ru/work/3036855/)
Тут показана некая ситуация, когда малая мистерия возвышается над великой. Не случайно хоровод водят и хор поют именно дети.
Великие мистерии язычества исчезли, остались малые. И «Старому» язычества прямо советуют – «помолися».
Тем самым малые мистерии органически входят в жизнь Православия, преображаясь и очищаясь – словно Берёзовым веником - в бане.
Берёза становится рядом с Яблоней.
А в фильме – обычное упрощение Модерна. Прагматизм, который склонен игнорировать одни уровни - во имя других.
И можно только прогнозировать, что Егоров и Грижалюк в 1990-е создадут свой мощный бизнес.
О вроде бы невеликом символизме Зайца.
«Полюса онтологии и животные образы» - https://a-eliseev.livejournal.com/2166890.html